Что пили до революции в России

2 сентября 2016

На черно-белом фото запечетлены посетители известного ресторана «Доминик» в доме 24 на Невском.

«Алкогольная мода» в начале 20 века определялась не столько посетителями заведений, сколько столичными рестораторами. В 1910-е годы в столице было более трех тысяч за ведений общественного питания. Что говорить, если ресторанами в эти годы стремились обзавестись даже городские бани. Ожесточенная конкуренция заставляла владельцев питейных заведений изобретать новые виды рекламы, вводить в меню новые блюда, а помещения декорировать согласно модным тенденциям. К этим новшествам относились американские бары с коктейлями.

Появиление первого «американскго бара»
В знаменитом Петербургском рестороне «Медведь» в 1905 году появился первый «американский бар», привлекший своей новизной. Бар стал в новинку для русской публики: необычные «смешанные» напитки, барная стойка и высокие стулья. «Пришли к Медведю», взобрались на стулья, получили по высокому стакану со льдом и с очень вкусным и пьяным снадобьем, выпили и повторили», — вспоминал Ю.В. Макаров (Макаров 1951: 229). С того времени состояние алкогольного опьянения в Петербурге стали называть «барским настроением».

Состояние алкогольного опьянения в Петербурге стали называть «барским настроением».

В столице вспыхнула мода на коктейли. Само слово «коктейль» было внове и употреблялось мало, а вот «смешивать напитки» даже в домашнем обиходе стали многие. «Я стал делать смесь из вина, сначала белое с Мюскатом, красное с Мадерой, в обе подливал Peach Brandy, потом выжимал апельсина и даже добавлял Кюммель, вообще что-то невообразимое», — так описывал майские вечера М.А. Кузмин (Кузмин 2000: 148). Российская империя была чувствительна к новизне — любая новинка на алкогольном рынке быстро входила в моду, а затем выходила из нее, сохраняя тем не менее себе место в отдельных частных пристрастиях и винных погребах.

Рекламный плакат «Общество водочного завода Бекман и К°»

Так было с ликерами. Пик популярности ликеров пришелся на период с 1880-х и до начала XX века. Из-за любопытства публики и очевидного спроса «Общество водочного завода Бекман и К°» наладило выпуск популярных ликеров: «Абрикотин», «Бенедектин», «Шартрез», «Мараскино», «Кюрасо». Как уверяла реклама, при высочайшем качестве они обходились покупателям на 200-300 % дешевле аналогичных заграничных напитков. При этом российские фабриканты, вовсе не спрашивая зарубежных конкурентов, напропалую использовали рецепты и названия известных напитков, а так же форму бутылок и дизайн этикеток известных зарубежных производителей.